Детская агрессия

  Муниципальное дошкольное 

образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида

 № 17 "Колобок"

Архангельская область, г. Котлас,

улица Кедрова, дом 8,

тел. 8(81837)20503

 

Детская агрессия

 

 

Детская агрессия.

Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка.

 

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита. Но человек с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Педагогам  важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Одной из наиболее распространённых педагогических технологий является игротерапия.

Игротерапия является методом психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, созданным на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Основные механизмы коррекционного воздействия игры заключаются в моделировании системы социальных отношений, формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности и т.д.

Представляю Вашему вниманию некоторые варианты игр.

Игра «Драка». Цель - обучение сдерживанию импульсивных проявлений.

Педагог говорит: «Представь, что вы с твоим другом сильно поссорились. Вот-вот начнется драка. Попробуй глубоко вдохнуть, очень крепко стиснуть зубы, сожми как можно сильнее кулаки, вдави изо всех сил пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Подумай, стоит ли драться с другом? Ведь вы с ним не враги. Выдохни, расслабься, успокойся. Ура! Теперь неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

Игра «Колючий ежик». Цель - снятие агрессии, мышечных зажимов.

Педагог предлагает детям представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. При этом им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». Как только опасность миновала и все неприятели разошлись, ежики собираются в круг (дети встают в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться».

Игра «Коварные хищники». Цель - снятие агрессии, мышечного напряжения.

Педагог предлагает детям представить себя каким-нибудь опасным хищником (тигром, львом, волком, рысью, медведем, леопардом и т,д.). Затем дети располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» начинают показывать друг другу свою силу и храбрость. Показав все свои возможности, «хищники успокаиваются», уважая силу и достоинство каждого.

Игра "Головомяч". Цель: совершенствование навыков сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

Сказкотерапия. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Именно на примере таких отрицательных героев ребенок понимает, что своим агрессивным поведением можно принести вред не только другим людям (сказочным героям), но и в первую очередь себе. Не зря все сказки заканчиваются победой добра над злом.

Основными приемами работы со сказкой служат:

Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как ты думаешь, о чем эта сказка? «Кто из героев больше всех понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?»; «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василиса Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

Маскотерапия. Лицо человека — это своеобразная "визитная карточка", которую он предъявляет миру. "Лицо" и "личность" — эти слова не случайно являются однокоренными. Ведь на наших лицах эстампами времени запечатлены все те "черты и резы", которыми в избытке снабжает человека его прошлое. К сожалению, зачастую индивидуум забывает о том, каково в действительности его истинное лицо, предпочитая прятаться за искусственно созданными личинами. 

Маскотерапия заключается в том, чтобы через творческий, увлекательный процесс незримо формировать у детей навыки социально приемлемого выхода агрессии, страха, умение налаживать отношения между взрослым, ребенком и окружением для создания условий взаимного принятия. Маска – сильное, но не навязчивое педагогическое средство. Тематика и содержание  игр с маской не ограничены и могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Особенность маскотерапии в том, что не ребенок отбирается на определенную роль, а маска подбирается к ребенку для коррекции, терапии.

Великий педагог Януш Корчак считал, что «Ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей». С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, дети иногда принимают и присваивают свойственные ему черты или наоборот быстрее видят недостатки в отрицательном герое. В тот волшебный момент, когда ребята создают разнообразные маски, они более глубоко раскрывают свои потаенные таланты, раскрепощаются, сконцентрировав свое внимание на добрых эмоциях и чувствах.

Ребенку доставляет удовольствие не только работа по созданию маски, но и рассказ о ней, о задуманном образе. Маска несет информацию еще до того как ребенок ее начал озвучивать. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение.

Упражнение «Маскарад», в которой дети изготавливают маски для себя («сегодня я такой») и для своих друзей («я вижу тебя таким»). Игра позволяет научить детей более тонко распознавать свои и чужие эмоции. Шаблоны масок заготавливаются детям заранее, а в игре они их раскрашивают и надевают. Но только этим игра не заканчивается, детям предлагается угадывать настроение той или иной маски, а также они пытаются объяснить, почему маска, по их мнению, изображает именно это настроение. 

Упражнение «Угадай маску». Здесь в начале занятия участники готовят маски для всех участников (на обратной стороне маски подписывается, кому именно предназначена маска). Их выкладывают в круг. А затем каждый из участников по очереди пытается найти именно свою маску, объясняя, почему он делает именно этот выбор. Выигрывает тот, кто делает меньше всего попыток.

Упражнение «Маска силы». Дети делают для себя маски, которые бы символизировали для них те качества, которых им, по их мнению, не достает. 

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения