Реализация Программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Каждый специаалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников детского сада очень непросто.
У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.
Некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более "успешными".
Могут возникать психологически проблемы при установлении доверительных отношений между специалистами и родителями.
Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству так, как только в процессе совместной деятельности детского сада и сеемьи удается максимально помочь ребенку.
В осонову сотрудничества должно быть положено взаимодействие "педагоги-родитель". При этом активная позиция должна принадлежать педагогам.
рассмотрим формы и содержание работы по организации психолого-педагогической помощи семье более подробно.
Основные формы взаимодействия с родителями:
Коллективные формы взаимодействия:
-
день открытых дверей, проводится в сентябре, для поступающих в детский сад детей;
-
родительские собрания, проводятся воспитателями и специалистами групп, не реже трех раз в год и по необходимости;
Проводим различные виды родительских собраний:
- «Мастер — класс».
- «Душевный разговор».
- «Турнир знатоков».
- «Семинар — практикум».
- «Игровая лаборатория».
- Педагогическая гостиная «Цветик-семицветик»
- «КВН», «Поле чудес».
В ходе собраний мы обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов.
-
конференции с родителями;
-
тематические занятия семейной гостиной, проводятся 1 раз в месяц, работа гостиной планируется исходя из запросов и анкетирования родителей;
-
проведение детских праздников и досугов, подготовкой и проведением занимаются специалисты дошкольного учреждения с привлечением родителей;
-
презентации и игры для родителей.
Индивидуальные формы работы:
-
анкетирование и опросы, проводятся для сбора информации о ребенке и его семье, для определения запроа родителей, для определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, выявления мнения родителей о работе детского сада;
-
беседы и консультации специалистов, проводятся по запросам родителей и по плану работы с родителями;
-
рекомендации родителям и закрепление пройденного материала, выдаются еженедельно каждому ребенку по пятницам;
-
родительский час, проводится учителем-дефектологом один раз в неделю во второй половине дня. Его задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с детьми, разъяснений рекомендаций по закреплению пройденного материала дома..
Формы наглядно-информационного обеспечения:
- еженедельные консультации;
- рубрика «Вести»;
- фото уголок;
- папки-раскладушки;
- библиотечка-передвижка;
- буклеты, листовки, памятки.
Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями учитель-дефектолог разрабатывает рекомендации по закреплению пройденного материала в течение недели. В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.
Привлекая к сотрудничеству членов семьи, воспитывающих детей с ЗПР, мы вовлекаем их в единое образовательное пространство ДОУ в качестве равноправных участников. В процессе взаимодействия мы формируем у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего реб?нка, безоценочного отношения (безусловного принятия) проблем в его развитии, повышаем уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а так же, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.
Мы учимся работать с ними в более тесном контакте, используя инновационные формы работы.
Анализ анкет социального статуса родителей их педагогических знаний показывает недостаточный уровень их компетентности в теоретических и практических вопросах дошкольной педагогики и психологии. Этим обусловлено то, что зачастую позиция родителей является пассивно- наблюдательной. Семейные условия наших воспитанников тоже не всегда благополучны. Среди них есть дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети из семей группы риска. Проблема включения родителей в пространство развития и образования детей в ДОУ решается нами в трех направлениях:
- поиск педагогами новых форм работы с родителями
- вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ
- повышение педагогической компетентности родителей.
Мы выделяем основные задачи в работе с семьями, воспитывающих детей с задержкой психического развития:
- Создание условий для плодотворного взаимодействия с родителями, установление партнерских отношений.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ как равноправных участников.
- Формирование у родителей адекватной оценки состояния своего реб?нка, развитие собственной позитивной самооценки.
Предполагаемые результаты реализации системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:
У родителей:
- сформированные знания о структуре и содержании образовательного процесса
- достаточный уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей с проблемами в развитии в домашних условиях
- сформированное осознанное отношение к оценке особенностей и возможностей собственного ребенка
- сформированная позиция родителей как активных участников образовательного процесса.
У педагогов:
- высокий уровень мотивационной готовности к инновационной деятельности.
- расширение сферы педагогического влияния на формирование у родителей безоценочного отношения (безусловного принятия) к проблемным ситуациям в развитии ребенка с ОВЗ.
У детей:
- успешная социализации в социуме, интеграции с учётом развития каждого ребёнка.
Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года
Участие родителей в
жизни ДОУ |
Формы участия |
Периодичность
сотрудничества |
В проведении мониторинговых
исследований |
Анкетирование. |
3—4 раза в год. |
Социологический опрос.
Интервьюирование. «Родительская
почта» |
По мере необходимости.
1 раз в квартал |
В создании условий |
Участие в субботниках по
благоустройству территории. |
Ежегодно |
В управлении ДОО |
Участие в работе
совета ДОУ, родительского комитета |
По плану |
В просветительской
деятельности,
направленной на повышение педагогической
культуры, расширение
информационного поля
родителей |
Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые
фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел»,
«Мы благодарим», памятки). Создание странички на сайте ДОУ.
Консультации, семинары, семинары- практикумы, конференции.
Распространение опыта семейного воспитания. Родительские собрания |
1 раз в квартал.
Обновление постоянно.
1 раз в месяц.
По годовому плану.
1 раз в квартал.
1 раз в квартал |
В воспитательно-
образовательном процессе,
направленном на
установление
сотрудничества и
партнерских отношений с
целью вовлечения
родителей в единое
образовательное пространство |
Дни открытых дверей.
Дни здоровья.
Недели творчества Совместные
праздники, развлечения. Встречи с интересными людьми |
2 раза в год. |
Так же родители с детьми активно и успешно принимают участие в проектной деятельности и конкурсах различного уровня.
Администрация и педагогический коллектив детского сада постоянно ищут нестандартные, современные подходы в работе с семьями воспитанников. Мы разрабатываем новое направление такого взаимодействия - тематические акции, как современную интерактивную форму работы с родителями. Очень интересно у нас проходят акции «Птичья столовая», «Мой детский сад» (семейные проекты летнего оформления участков детского сада), «Цветочная фантазия» (по формированию экологической культуры) и другие. Ежегодно, с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к солдатам, защищающим наши рубежи и ветеранам войны, мы проводим акцию «Спасибо деду за Победу!». К празднованию Дня победы в ДОУ организуется работа мини-музея «Мы помним, мы гордимся!». В его организации активно участвуют дети, родители и сотрудники ДОУ.
Осуществление взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями в представленной системе позволило нам создать условия для качественно нового единого социально-образовательного пространства, формирующего целостную картину мира у ребенка с ОВЗ, что позволяет ему на дальнейших этапах развития реализовать собственные возможности наиболее полно и предоставило возможность повысить:
- имидж ДОУ и педагогов в глазах родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- уровень профессиональной личностной и творческой компетентности педагогов ДОУ, собственный авторитет в глазах коллег и родителей.
- компетентность родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей, добиться более высокого уровня мотивации в сотрудничестве с детским садом.
Сегодня родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Старший воспитатель Брехова Ирина Геннадьевна