Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с задержкой психического развития

  Муниципальное дошкольное 

образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида

 № 17 "Колобок"

Архангельская область, г. Котлас,

улица Кедрова, дом 8,

тел. 8(81837)20503

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с задержкой психического развития

 

 

Реализация Программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Каждый специаалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников детского сада очень непросто.

У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.

Некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более "успешными".

Могут возникать психологически проблемы при установлении доверительных отношений между специалистами и родителями.

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству так, как только в процессе совместной деятельности детского сада и сеемьи удается максимально помочь ребенку.

В осонову сотрудничества должно быть положено взаимодействие "педагоги-родитель". При этом активная позиция должна принадлежать педагогам.

рассмотрим формы и содержание работы по организации психолого-педагогической помощи семье более подробно.

Основные формы взаимодействия с родителями:

 

Коллективные формы взаимодействия:

  • день открытых дверей, проводится в сентябре, для поступающих в детский сад  детей;

  • родительские собрания, проводятся воспитателями и специалистами групп, не реже трех раз в год и по необходимости;

Проводим различные виды родительских собраний:

-  «Мастер — класс».

-  «Душевный разговор».

-  «Турнир знатоков».

-  «Семинар — практикум».

-  «Игровая лаборатория».

-  Педагогическая гостиная «Цветик-семицветик»

-  «КВН», «Поле чудес».

В ходе собраний мы обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов.

  • конференции с родителями;

  • тематические занятия семейной гостиной, проводятся 1 раз в месяц, работа гостиной планируется исходя из запросов и анкетирования родителей;

  • проведение детских праздников и досугов, подготовкой и проведением занимаются специалисты дошкольного учреждения с привлечением родителей;

  • презентации и игры для родителей.

 

Индивидуальные формы работы:

  • анкетирование и опросы, проводятся для сбора информации о ребенке и его семье, для определения запроа родителей, для определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, выявления мнения родителей о работе детского сада;

  • беседы и консультации специалистов, проводятся по запросам родителей и по плану работы с родителями;

  • рекомендации родителям и закрепление пройденного материала, выдаются еженедельно каждому ребенку по пятницам; 

  • родительский час, проводится учителем-дефектологом один раз в неделю во второй половине дня. Его задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с детьми, разъяснений рекомендаций по закреплению пройденного материала дома..

 

Формы наглядно-информационного обеспечения:

-                   еженедельные консультации;

-                   рубрика «Вести»;

-                   фото уголок;

-                   папки-раскладушки;

-                   библиотечка-передвижка;

-                   буклеты, листовки, памятки.

Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.

Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями учитель-дефектолог разрабатывает рекомендации по закреплению пройденного материала в течение недели. В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

Привлекая к сотрудничеству членов семьи, воспитывающих детей с ЗПР, мы вовлекаем их в единое образовательное пространство ДОУ в качестве равноправных участников. В процессе взаимодействия мы формируем у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего реб?нка, безоценочного отношения (безусловного принятия) проблем в его развитии, повышаем уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а так же, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.

Мы учимся работать с ними в более тесном контакте, используя инновационные формы работы.

Анализ анкет социального статуса родителей их педагогических знаний показывает недостаточный уровень их компетентности в теоретических и практических вопросах дошкольной педагогики и психологии. Этим обусловлено то, что зачастую позиция родителей является пассивно- наблюдательной. Семейные условия наших воспитанников тоже не всегда благополучны. Среди них есть дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети из семей группы риска. Проблема включения родителей в пространство развития и образования детей в ДОУ решается нами в трех направлениях:

- поиск педагогами новых форм работы с родителями

- вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ

- повышение педагогической компетентности родителей.

 Мы выделяем основные задачи в работе с семьями, воспитывающих детей с задержкой психического развития:

-  Создание условий для плодотворного взаимодействия с родителями, установление партнерских отношений.

-  Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ как равноправных участников.

-  Формирование у родителей адекватной оценки состояния своего реб?нка, развитие собственной позитивной самооценки.

 

Предполагаемые результаты реализации системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:

У родителей:

-  сформированные знания о структуре и содержании образовательного процесса

-  достаточный уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей с проблемами в развитии в домашних условиях

-  сформированное осознанное отношение к оценке особенностей и возможностей собственного ребенка

-  сформированная позиция родителей как активных участников образовательного процесса.

У педагогов:

-   высокий уровень мотивационной готовности к инновационной деятельности.

-   расширение сферы педагогического влияния на формирование у родителей безоценочного отношения (безусловного принятия) к проблемным ситуациям в развитии ребенка с ОВЗ.

У детей:

-   успешная социализации в социуме, интеграции с учётом развития каждого ребёнка.

Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года

Участие родителей в

жизни ДОУ

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых

исследований

Анкетирование.

3—4 раза в год.

Социологический опрос.

Интервьюирование. «Родительская

почта»

По мере необходимости.

1 раз в квартал

В создании условий

Участие в субботниках по

благоустройству территории.

Ежегодно

В управлении ДОО

Участие в работе

совета ДОУ, родительского комитета

По плану

В просветительской

деятельности,

направленной на повышение педагогической

культуры, расширение

информационного поля

родителей

Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые

фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел»,

«Мы благодарим», памятки). Создание странички на сайте ДОУ.

Консультации, семинары, семинары- практикумы, конференции.

Распространение опыта семейного воспитания. Родительские собрания

1 раз в квартал.

Обновление постоянно.

 

1 раз в месяц.

По годовому плану.

1 раз в квартал.

1 раз в квартал

В воспитательно-

образовательном процессе,

направленном на

установление

сотрудничества и

партнерских отношений с

целью вовлечения

родителей в единое

образовательное пространство

Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Недели творчества Совместные

праздники, развлечения. Встречи с интересными людьми

2 раза в год.

 

Так же родители с детьми активно и успешно принимают участие в проектной деятельности и конкурсах различного уровня.

Администрация и педагогический коллектив детского сада постоянно ищут нестандартные, современные подходы в работе с семьями воспитанников. Мы разрабатываем новое направление такого взаимодействия - тематические акции, как современную интерактивную форму работы с родителями. Очень интересно у нас проходят акции «Птичья столовая», «Мой детский сад» (семейные проекты летнего оформления участков детского сада), «Цветочная фантазия» (по формированию экологической культуры) и другие. Ежегодно, с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к солдатам, защищающим наши рубежи и ветеранам войны, мы проводим акцию «Спасибо деду за Победу!». К празднованию Дня победы в ДОУ организуется работа мини-музея «Мы помним, мы гордимся!». В его организации активно участвуют дети, родители и сотрудники ДОУ.

Осуществление взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями в представленной системе позволило нам создать условия для качественно нового единого социально-образовательного пространства, формирующего целостную картину мира у ребенка с ОВЗ, что позволяет ему на дальнейших этапах развития реализовать собственные возможности наиболее полно и предоставило возможность повысить:

-  имидж ДОУ и педагогов в глазах родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

-  уровень профессиональной личностной и творческой компетентности педагогов ДОУ, собственный авторитет в глазах коллег и родителей.

-  компетентность родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей, добиться более высокого уровня мотивации в сотрудничестве с детским садом.

Сегодня родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Старший воспитатель Брехова Ирина Геннадьевна


 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения