Режим дня и его значение.
Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха
в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Режим имеет большое значение для детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».
То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.
Режим дня дошкольников.
Режим дня дошкольников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада его физической активности. В режиме дня дошкольника предусматриваются следующие основные компоненты:
1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в детском саду и дома;
2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;
3) регулярное и достаточное питание;
4) гигиенически полноценный дневной и ночной сон.
Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (рисование и другая творческая деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.).
Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при наличии ультрафиолетового излучения.
Достаточный по продолжительности ночной сон необходим дошкольникам для восстановления их умственной работоспособности, а в целом для нормального их роста и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для детей должен строго соблюдаться в семьях.
Страничку подготовила старшая медицинская сестра
Паншина Галина Андреевна. 10.05.2012