Учитель – дефектолог Тележкина С.Б.
Все знают, что читать – полезно.
Задача родителей – сделать это занятие приятным для ребёнка.
Заинтересованность и навыки беглого чтения помогут ребёнку добиваться успехов в учёбе: многолетние исследования показали, что тяга к чтению закладывает хорошую основу для разносторонних успехов в школе.
Попробуем обобщить, какую реальную пользу получает ребёнок от чтения.
1. Дети, которые уже хорошо читают, с первых дней в школе показывают отличные результаты. Если они продолжают активно черпать информацию из книг, то выдерживают любые экзамены и в старших классах. Поэтому родителям маленьких детей рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
· Чем больше вы читаете, разговариваете, поёте своему малышу, тем богаче будет его словарный запас и тем легче ребёнок научится понимать и усваивать информацию.
· Внимание во время чтения двух–трёхлетних малышей лучше всего удерживать короткими вопросами вроде: «Что это?», «А что ещё ты видишь на картинке?».
· Дошкольники должны начать изучать алфавит и осваивать звуки из которых складываются слова. Это важное для чтения умение называется «фонематическая осведомлённость».
· Ученики младших классов должны как можно больше читать родителям и вместе с ними. Чтобы ребёнок чувствовал себя свободно, попробуйте такой приём: сначала абзац читает взрослый, а потом ребёнок. Обращайте его внимание на интересные слова и знаки препинания.
2. У детей, увлекающихся чтением, словарный запас значительно богаче. Поэтому старайтесь вести с ребёнком содержательные диалоги. Одно из исследований показало, что если речь учителя насыщена языковыми оборотами и фактическими деталями, то даже самые маленькие дети в ответ строят более сложные предложения. Начиная с третьего класса, ученики должны запоминать около трёх тысяч новых слов в год, то есть восемь слов в день. А чтобы отдельное слово отложилось в памяти ребёнка, он должен услышать его не менее четырёх раз.
Для обогащения словарного запаса ребёнка следует:
· Беседовать о прошлом, настоящем и будущем: например, расскажите о своём детстве или расспросите о грядущем школьном мероприятии.
· Книги, которые вы читаете с детьми, должны быть разнообразными: с красочными иллюстрациями, стихи, книги по истории – одним словом, источники новой и интересной для них информации.
3. Ребёнок, который много читает, умеет обобщать, делать выводы и предположения. Приступая к новой книге, уделите внимание обложке, прочитайте название и спросите у ребёнка, о чём может быть книга. Попытка «предсказать» развитие сюжета требуют глубокого осмысления прочитанного, а это улучшает понимание текста.
4. У юного книголюба неизбежно возникает мысленная картинка прочитанного. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей, детали одежды.
5. Важно, чтобы ребёнок выражал своё отношение к тому, что он читает. Взрослый может воспитывать в нём заинтересованного читателя, сам комментируя текст, например, так: «Эта история напоминает мне о…» или «Интересно, может ли этот персонаж…». Вскоре ребёнок захочет сам связывать прочитанное со своими переживаниями и событиями реальной жизни.
Успехи в учёбе, разумеется, не единственная причина развивать в ребёнке навыки чтения. Тот, кому сам этот процесс приносит искреннее удовольствие, всегда найдёт, чем занять себя в свободное время. И это будет помогать ему достигать желаемых высот.