Проект для детей второй младшей группы
"Маленький пешеход"
Вид проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Продолжительность: краткосрочный, с 1 по 10 сентября 2016 г.
Актуальность. Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель: формирование у детей второй младшей группы основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи
Обучающие:
- научить детей необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков;
- дать знания детям правила перехода проезжей части улицы по переходу «Зебра» по сигналу светофора, там, где знак «Переход»;
- закрепить знания детей о работе светофора, обобщить знания о правилах безопасного поведения на дороге;
- расширить знания детей о видах транспорта, учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с правилами.
Развивающие:
- формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора, развивать внимание, совершенствовать координацию движений;
- развивать речь и активизировать словарь детей;
- развивать логическое мышление, учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении;
Воспитывающие:
- воспитывать у детей культуру поведения на улице, в общественном транспорте;
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, объясняя, что соблюдение ППД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей;
- воспитывать убежденность в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме («Дядя Степа» С. Михалкова, «Моя улица» А. Дугилов и т.д.);
- чтение стихотворений про дорожные знаки;
- просмотр мультфильма «Смешарики» («Азбука безопасности» – 1 серия «Светофор»);
- наблюдение за движением машин и пешеходов; Сюжетно-ролевые игры «Водители», «Наша улица»;
- рассматривание альбома «Транспорт»;
- обводка трафаретов – машины, раскрашивание «Машины» и т.п.
Проблемные вопросы:
- Зачем надо формировать у детей знания правил дорожного движения?
- Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
- Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
- Как научить ребёнка полученные «теоретические» знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни детского сада?
- Какая опасность может возникнуть на улице, если ребёнок не умеет правильно оценивать ситуацию?
Этапы реализации проекта
1 этап — подготовительный
1. Постановка цели и задач; определение методов исследования; составление календарно-тематического плана по ПДД.
2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
3. Подбор художественной литературы.
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Создание картотеки дидактических игр.
6. Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком.
Предметно-пространственная развивающая среда по обучению детей ПДД:
1. Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляска, светофор, конструктор.
2. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!».
3. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком. К нему маленькие машины, дорожные знаки и светофор.
Наглядно-дидактические пособия:
1. Картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили.
2. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар.
3. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге.
4. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход».
2 этап — основной. Проведение комплекса мероприятий по теме «Путешествие в страну пешеходов»
Работа с детьми:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- знакомство с профессией сотрудника ГИБДД, шофера;
- отгадывание загадок;
- чтение художественной литературы по теме;
- рассматривание иллюстраций по ПДД;
- беседы;
- создание собственных проблемных ситуаций при помощью макета;
- игровая деятельность по обучению детей ПДД;
- проведение развлечений;
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Поездка», «Поезд», «Строители», «Водители»;
- дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Дорожное поле», лото «Азбука дорожных знаков», «Путешествие пешехода», «Зажги светофор», «Собери зебру», «Зажги светофор»;
- подвижные игры: «Перевези груз», «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Перейди через дорогу».
Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»;
- анкетирование;
- оформление папки-передвижки;
- памятки «Что я могу сделать?»;
- буклеты;
- беседы;
- изготовление макета дороги с перекрестком.
3 этап — заключительный (обобщающий)
1. Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения развлечения «Не играй на дороге».
2. Памятки для детей, буклеты для родителей.
3. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа.
Ожидаемые результаты:
К окончанию реализации проекта у детей должны быть сформированы знания правил дорожного движения и навыки безопасного поведения на дороге. Дети должны знать:
- назначение светофора и каждого его цвета;
- правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!»;
- как правильно переходить улицу;
- чем различаются проезжая часть и тротуар;
- какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
- кто такие пешеходы;
- профессия «Шофер».
В результате реализации проекта будут разработаны следующее методические и наглядно-дидактические материалы, оборудование:
- конспекты НОД;
- игрушки и игровое оборудование;
- наглядно-дидактические пособия;
- картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- картотека загадок.
Фотоотчет о реализации проекта для детей второй младшей группы №6 "Звездочка" "Маленький пешеход"