Учитель-дефектолог Ступина Ю.А.
Речевая активность детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, о чем не устают повторять логопеды и психологи.
Занятия мелкой моторикой влияют на полноценное развития речи, координацию движений, подготовку руки к письму, рисование, рукоделие и пр.
Ученые доказали, что чем выше двигательная активность пальчиков, тем лучше речь малыша, четче артикулирование звуков.
В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки, они:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
-развивают глазомер, внимание;
- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Виды шнуровок :
1. Простые одиночные детали со сквозным прямым отверстием -Нанизываем на прилагающуюся веревочку, шнурочек детали.
2. Простая плоская шнуровка (1 предмет)- плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий – обувь, одежда, игрушка, животное. Ребенок просто продевает шнурок разными способами в разные дырочки.
3. Плоская шнуровка (несколько предметов)- этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз.
4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки -чаще всего это большой планшет с изображением какой-нибудь сказки или сюжетным рисунком. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов и пр. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры.
5. Объемные шнуровки с косыми отверстиями (одна или несколько деталей)- Сложность шнурования такой игрушки заключается в том, что сквозные отверстия находятся под углом, поэтому для успешного исполнения нужны некоторые навыки.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму.
Игры со шнурками способны даже корректировать дефекты речи. Играть со шнуровкой можно начинать с 2 лет.
Интересно, что малыши с этого возраста и примерно до 6 лет сами инстинктивно тянутся к играм с мелкими предметами: возятся с пупсиками, бусинками, веревочками, небольшими кусочками ткани.
Шнурование отвечает естественной потребности этого возраста, и поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.